10 автомобилей, которые в разные годы «служили» советской милиции
ГАЗ-67Б
Автомобиль ГАЗ-67Б (модификация ГАЗ-67) — полноприводный советский автомобиль военного времени. Выпускался внедорожник на Горьковском автозаводе в 1944 – 1953 годах.
Машина широко применялась в армии, а также МВД и других силовых структурах. ГАЗ-67Б отличался высокими ходовыми характеристиками на бездорожье и активно использовался милицией в сельской местности. Серьезным минусом машины являлся открытый кузов, что означало невозможность нормальной эксплуатации в сильный холод. Кроме того, вместо дверей в автомобили присутствовали вырезы. Зато максимальная скорость (до 90 км/ч) и грузоподъемность (до 400 кг) были весьма неплохими для данного класса машин того времени.
Москвич-400
Этот советский автомобиль был одним из первых, предназначенных для свободной продажи населению. Машина имела доступную стоимость и очень быстро завоевала популярность. Широко использовался «Москвич» в гражданских службах и милиции.
«Четырехсотый» состоял на службе советской милиции практически во всех уголках страны. Как правило, его использовали для патрулирования городских улиц и регулирования уличного движения. При относительно невысокой максимальной скорости в 90 км/ч, конечно, участвовать на нем в погонях было затруднительно, но для этих целей у госорганов были более быстрые и маневренные автомобили.
ПАЗ-653
Этот автозак (который применялся также для передвижения сотрудников органов) сегодня смело можно назвать раритетным. Фургон был выполнен на базе грузовика ГАЗ-51.
Будка имела полностью деревянный «скелет» и обшивку из тонкой листовой стали. Кабина отделялась от нее перегородкой. Попасть в фургон можно было через заднюю или боковую дверь. Эта машина «засветилась» в нескольких советских кинофильмах: «Операция «Ы», «Внимание! Всем постам», «Сыщик», «Джентльмены удачи». Существовала и «санитарная» версия ПАЗ-653.
ГАЗ-69
Советский автомобиль ГАЗ-69 пришел на смену легендарному ГАЗ-67Б. Новая машина обладала повышенной проходимостью и нашла применение в разных сферах СССР, в том числе армии и милиции.
Спектр применения автомобиля в милиции был невероятно широк, начиная от использования джипа сотрудниками ОРУДа и заканчивая – следственными группами особой важности. Но больше всего «ГАЗиков» было на учете в рядовых милицейских группах патрулирования. За все время производства этого автомобиля с конвейера сошло около 600 тысяч единиц ГАЗ-69. В народе очень быстро распространились его прозвища: «Козел» и помягче «Козлик». Большой популярностью пользовалась модификация ГАЗ-69А с тентом. Автомобиль развивал максимальную скорость 90 км/ч и расходовал 14 л топлива на 100 км.
Волга ГАЗ-21
Эта «Волга» является легендой советского автопрома. Выпуск 21-й модели наладили в 1956 году, и до 1970 года включительно она не прекращала сходить с конвейера. Машина сразу полюбилась милицейскому начальству, но и рядовые сотрудники будущей ГАИ, патрульные службы и опергруппы в больших количествах выезжали на работу именно на ГАЗ-21.
Это была идеальная машина для городской милиции — она развивала высокую скорость, отличалась хорошей маневренностью, имела недюжинную мощность. При необходимости могла пройти по бездорожью. Машина разгонялась до 130 км/ч за 34 секунды до «сотни», имела вместительный удобный салон.
Москвич-412
Выпускался на МЗМА (позднее АЗЛК) в 1967 – 1976 годах. Имел неплохое время разгона, уменьшенный расход топлива, повышенную максимальную скорость.
Широко использовался в оперативных милицейских службах и государственной автоинспекцией Советского Союза. Эта модель имела максимальную скорость 140 км/ч, разгонялась до 100 км/ч за 19 секунд, расходовала 8-11 л топлива на сто километров, что не так уж и плохо даже по современным меркам.
РАФ-2203
Выпуск известного в Союзе микроавтобуса РАФ-2203 Рижской автобусной фабрики начался в 1976 году и продолжался до 1997 года. Микроавтобус был довольно просторным, позволяя перевозить большое количество пассажиров и необходимое оборудование.
Большое число «РАФиков» находилось в автопарке советской милиции. Для государственной службы на базе 2203 создавалось несколько спецмодификаций с разными индексами (22033, 2912, 2203 АДЧ и другие). Наиболее широко использовались в качестве автомобилей ГАИ, различных диагностических служб, криминалистических лабораторий МВД, дежурных нарядов и прочих. В зависимости от назначения имели различное спецоснащение.
Микроавтобус РАФ-2203 развивал максимальную скорость до 125 км/ч, до 60 км/ч разгонялся за 14 секунд. Имел 14 мест в базовой комплектации или пару двухместных сидений, стол, тумбу, шкаф, контейнеры для спецоборудования, на крыше могла быть смонтирована площадка для осмотра и фотографирования, сигнальная громкоговорящая звукоустановка, антенна, прожекторы-искатели.
Волга ГАЗ-24
Знаменитая «Волга» без преувеличения — самая популярная после ВАЗ-2101 модель автомобиля Советского Союза. Это была дорогая машина, доступная в основном начальникам и чиновникам.
ГАЗ-24 являлся излюбленным средством передвижения руководящего состава советской милиции разных рангов. Кроме этого, большое число машин поступало в распоряжение ГАИ, патрульных и оперативных составов. Выпускался автомобиль в 1969 – 1992 годах на Горьковском автозаводе. Разгонялся до 145 км/ч, набирал «сотню» за 23 секунды, расход топлива составлял 13 л на 100 км.
ВАЗ-2101
Самый известный советский автомобиль — «копейка». В серию машина вышла в 1970 году. ВАЗ-2101 стоил меньше «Волги» и был доступен практически любому гражданину СССР.
В милиции этот автомобиль тоже нашел широкое применение. Им пользовались все без исключения службы: автоинспекция, патрульные составы, участковые и т. д. Авто отличали высокие для того времени технические параметры — максимальная скорость 140 км/ч, разгон до 100 км/ч за 22 секунды, расход топлива от 9 до 11 л на 100 км.
УАЗ-469Б
Знаменитый «УАЗик» разрабатывался для транспортировки грузов и людей по любым типам дорог. Первый УАЗ-469 сошел с конвейера в 1972 году, машина выпускалась до 1985 года.
Его модификация УАЗ-469Б применялась городскими и сельскими оперативными службами МВД. В основном на автомобиле осуществлялось патрулирование улиц, на нем оперативные группы выдвигались на места происшествий, работали сотрудники ДПС. Машина отлично передвигалась по бездорожью. Кузов авто разделялся перегородкой между рабочим пространством и отделением для задержанных. При максимальной скорости 100 км/ч и времени разгона до «сотни» за 23 секунды машина расходовала 10,6 л на 100 км, весьма экономично для внедорожника.
У советских милиционеров на самом деле машин было куда больше. Большую часть автопарка МВД составлял спецтранспорт — грузовой, легковой, пассажирский и множество необычных машин, которые сложно отнести к определенной категории.